8 февраля 2011 г.

Армандо Велес: «Вам звонят на мобильный и говорят: “Если хочешь жить, не пиши про тех-то и тех-то”»

Хуарес, граница США и Мексики. Ноябрь 2008Редактор мексиканской газеты El Diario рассказывает о том, как работает пресса в условиях террора наркоторговцев.



После разгрома колумбийских картелей «война с наркотиками», объявленная Соединенными Штатами, переместилась в Мексику, при этом производство кокаина и героина в самой Колумбии вовсе не прекратилось, просто транзит в США теперь идет в основном через мексиканцев.

Несколько могущественных картелей ведут бескомпромиссную бойню друг с другом, полицией и федеральными войсками с весьма впечатляющими результатами. По разным подсчетам, только в 2010 году в мексиканской нарковойне погибло от 15 до 20 тысяч человек, что в три раза больше, чем за два года до этого. А в январе года нынешнего счет трупов почти дошел до тысячи и вовсе не собирается сбавлять темпы. Причем гибнут не только полицейские, солдаты и бойцы картелей: последние все чаще применяют тактику намеренного истребления мирных жителей на территории врага, с тем чтобы спровоцировать проведение армейской спецоперации, которая парализует соперника.


Но самым неожиданным явлением этой войны стала медийная грамотность мексиканской наркомафии. Картели активно ведут работу с прессой — так активно, что Мексика ракетой взлетела в рейтинге самых опасных для журналистов стран, уступая только Ираку, Афганистану и Сомали. АЛЕКСЕЙ КОВАЛЕВ побеседовал с Армандо Велесом, редактором газеты El Diario, которая в прошлом году потеряла двух корреспондентов, и попытался выяснить, имеет ли организованная преступность четкую медиастратегию.


— Армандо, нам в целом известна суть нынешнего конфликта между правительством Мексики и наркокартелями. Расскажите, как обстоят дела на настоящий момент. Есть ли какой-нибудь просвет?

— Боюсь, что нет. Только у нас в Хуаресе в прошлом году были убиты по меньшей мере три тысячи человек. Я говорю только про непосредственные жертвы войны между правительством и наркокартелями. Более того, гибнет все больше простых людей, не имеющих отношения ни к мексиканским правоохранительным органам, ни к бойцам картелей. Например, на дискотеку, где веселится молодежь, врываются бандиты в масках и начинают расстреливать всех подряд или кидают гранату. Население до крайности запугано. В крупные города введены войска, но это нисколько не улучшило ситуацию, скорее наоборот, потому что участились перестрелки между правительственными отрядами и бойцами картелей, в которых гибнут простые люди. В том же Хуаресе на прошлой неделе в ходе спецоперации убили охранников одного из наркобаронов; его люди тут же в отместку напали на армейский блокпост, была большая перестрелка с массой жертв. Так что все это далеко от завершения.

©  Getty Images / Fotobank
Автомобиль Армандо Родригеса, журналиста газеты El Diario, убитого возле дома. Хуарес, Мексика, 13 ноября 2008
Автомобиль Армандо Родригеса, журналиста газеты El Diario, убитого возле дома. Хуарес, Мексика, 13 ноября 2008
— Хорошо, давайте разберемся со статистикой. На странице Комитета защиты журналистов сказано, что в Мексике с 1992 года погибло 22 работника СМИ, причем 19 убийств до сих пор не раскрыты. А вот «Википедия» со ссылкой на газету El Universal утверждает, что только в ходе последней нарковойны убили аж 58; «Репортеры без границ» называют и того больше — у них счет приближается к восьмому десятку. Кому верить?


— Не берусь утверждать точно, но мне кажется, что, к сожалению, более точная цифра у «Репортеров без границ». Хотя они вроде бы учитывают вообще все случаи гибели журналистов, в том числе никак не связанные с профессиональной деятельностью. Но тенденция, безусловно, очень пугающая, сейчас в Мексике только одна сфера деятельности опаснее, чем СМИ, — это работа в полиции.
©  Getty Images / Fotobank 
Хуарес, граница США и Мексики. Ноябрь 2008
Хуарес, граница США и Мексики. Ноябрь 2008
Алексей Ковалев ·
Источник: http://www.openspace.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий